- Независимая оценка качества
- СОУТ
- Противодействие коррупции
- "Использование ЦОР"
- Екимова Светлана Ивановна
- Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний
- Телефон доверия
- Авторские программы педагога - психолога Костиной Е.М.
- ОМП "Растим патриотов"
- Детский сад года 2024
Полезные ссылки
Детский сад года 2024
Детский сад представляет опыт работы районной опорно-методической площадки "Растим патриотов". Дополнительную информацию можно прочитать , нажав на стрелочку или текст возле нее.
Начинается Родина с памяти,
С почитания истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
Уважения заветов святых.
И с семьи начинается Родина,
Песен, улиц родного села,
Той тропинки, что в детстве начавшись,
В жизнь большую меня привела…
В. Орлов
Патриотическое воспитание приоритетная задача современного образования. Дошкольный возраст – это период становления личности с потенциальными возможностями для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания подтверждается современной нормативно-правовой базой.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30.12.2020г. №489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», где воспитание патриотизма и гражданственности обозначены в качестве ключевого компонента воспитания в целом, основного принципа государственной политики в сфере образования. (1, с.20);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП ДО) (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028).
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который вошёл в национальный проект «Образование» (2021-2025);
ФОП ДО, определяя функции дошкольного уровня образования, подчёркивает, что важнейшей из них является «воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами».
ФГОС ДО требует учёта этнокультурной ситуации развития детей, построения образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, к которым относится патриотизм.
В соответствии с приказом управления образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от 15 сентября 2023г. №622 «Об организации методической работы в 2023-2024 учебном году» на базе МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт организована работа опорно-методической площадки по нравственно-патриотическому воспитанию «Растим патриотов».
- Намечая перспективы работы, составляя программу районной опорно-методической площадки, нам хотелось объединить в совместной деятельности по патриотическому воспитанию все возрастные группы и всех участников образовательного процесса (детей, воспитателей и родителей), а также привлечь наших социальных партнёров Центральную детскую библиотеку им. С.Михалкова и МБУК «Сыктывдинское музейное объединение», МБОУ «Выльгортская СОШ №1», МБОУ «Выльгортская СОШ №2» им.В.П.Налимова. Участие в совместной работе позволяет обогатить и расширить представления о России и Республике Коми, мотивировать на поиск полезной информации, создание развивающей среды и участие в мероприятиях, гармонизировать детско-родительские взаимоотношения и создать условия для совместной творческой деятельности, а также повысить методическую компетентность педагогов. ;
В детском саду создана система патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы. Основным направлением нашей деятельности мы выбрали знакомство с государственными и народными праздниками, памятными датами РФ и РК. Считаем, что народные праздники – одно из средств воспитания маленьких патриотов. Они являются истоком национального характера и исторических корней. Поэтому одна из задач годового плана на 2023-2024 учебный год звучит так:
*Создание условий для воспитания у дошкольников начал патриотизма и гражданственности через знакомство с государственными праздниками РФ и РК.
Праздники и памятные даты включены в Календарный план воспитательной работы.
- День знаний (1 сентября).
- День Государственного флага Российской Федерации. День Республики Коми (22 августа).
- День семьи, любви и верности (8 июля).
- День России (12 июня).
- Международный день защиты детей (1 июня).
- День коми языка и письменности (третье воскресенье мая).
- Международный день семьи (15 мая).
- День Победы (9 мая).
- Всемирный день Земли (22 апреля).
- День космонавтики (12 апреля).
- Всемирный день здоровья (7 апреля).
- Всемирный день театра (27 марта).
- Международный женский день (8 марта).
- День защитника Отечества (23 февраля).
- Международный день родного языка (21 февраля).
- Рождество. Старый Новый год. (7, 14 января)
- Новый год (31 декабря).
- Международный день инвалидов (3 декабря).
- День Государственного герба Российской Федерации (30 ноября).
- День матери в России (последнее воскресенье ноября).
- Всемирный день ребёнка (20 ноября).
- День народного единства (4 ноября).
- День отца в России (третье воскресенье октября).
- Международный день пожилых людей. Международный день музыки (1 октября).
- День воспитателя и всех дошкольных работников (27 сентября).
Соприкосновение с историей праздников, праздничными традициями духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к культуре своего народа.
Праздник – это не обязательно утренник, концерт. Формы проведения праздников самые разнообразные: досуги, викторины, совместные праздники с родителями, музыкально-литературные композиции, конкурсы чтецов и театрализованных произведений и многое другое. При подготовке к каждому празднику в ДОО осуществляется система разнообразных мероприятий, включающая в себя: методические мероприятия с педагогами; мероприятия для детей и родителей; создание РППС; взаимодействие с социальными партнёрами.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников требует от педагогов определённой профессиональной компетентности. Поэтому в течение всего учебного года с педагогами велась целенаправленная работа, которая включала в себя:
Семинар «ФОП ДО: требования к организации образовательного процесса».
-
Цель: организационно-методическое сопровождение введения ФОП дошкольного образования в ДОО. Повышение профессиональной компетентности педагогов для успешного построения воспитательной, образовательной и просветительской работы в ДОО в рамках реализации ФОП ДО.
Задачи:
- знакомство с нормативно правовой базой;
- изучение ключевых особенностей ФОП ДО;
- изучение современных методик построения воспитательного процесса в рамках ФОП ДО;
- актуализация и совершенствование профессиональной деятельности педагогов в рамках работы с обучающимися и родителями.
Для педагогов были организованы 4 консультации: «ФОП ДО: изучаем, обсуждаем, размышляем», «Как рассказать родителям о ФОП ДО», «Физическое развитие детей по ФОП ДО», «Познавательное развитие детей по ФОП ДО» и педагогический совет «Растим патриотов» «КОНСУЛЬТАЦИИ ФОП ДО»
- Познавательное развитие детей по ФОП ДО (PDF, 0.32 Мб.)
- Познавательное развитие детей по ФОП ДО (PPTX, 13.03 Мб.)
- Расскажите родителям о ФОП (PDF, 0.29 Мб.)
- Физическое развитие детей по ФОП ДО (PDF, 0.21 Мб.)
- Физическое развитие детей по ФОП ДО (PPTX, 2.57 Мб.)
- ФОП ДО (изучаем, обсуждаем, размышляем) (PDF, 0.68 Мб.)
*Фестиваль творческих идей «Организация образовательной деятельности по ФОП ДО при подготовке к праздникам».
Увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, эффективные формы работы, осознать свои недочёты помогают открытые просмотры видов детской деятельности. Педагогами дошкольных групп детского сада были проведены открытые мероприятия с детьми и родителями. Открытые мероприятия организовывались в очном формате и в виде просмотра видеоматериалов. Обязательное условие – обсуждение проведённого мероприятия. Праздники, которым были посвящены открытые мероприятия, выбирались педагогами самостоятельно. Формы проведения были разнообразные: квесты, конкурсы, праздники.
*Фестиваль интеллектуальных игр для педагогов «Историческая память народа: из прошлого в будущее».
Ещё одной нетрадиционной интерактивной формой методической работы с педагогами стало проведение интеллектуальных игр, посвящённых предстоящим праздникам. Эта форма работы позволяет не только актуализировать знания педагогов об истории и традиции праздников, но и стимулировать их на своевременное самостоятельное изучение информации, для последующего использования её в работе с детьми и родителями. Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед. Интеллектуальные игры в различных формах организовывались перед всеми праздниками, включёнными в Календарный план воспитательной работы ДОО.
В ходе выполнения заданий педагоги имели возможность как закрепить имеющиеся знания о традициях и истории праздников, так и получить дополнительную интересную информацию о них. Игры проводились в разных формах: интерактивных викторин, тестовых заданий (выполняемых письменно и на компьютере), напольной игры-ходилки. Предполагалось индивидуальное и командное участие в играх. Обязательным условием проведения интеллектуальной игры является знакомство с правильными ответами. Сценарии интеллектуальных игр, тесты и презентации собраны в приложении «Историческая память народа: из прошлого в будущее».
- День театра, здоровья, космонавтики (PPTX, 2.73 Мб.)
- интеллектуальные игры для педагогов (PDF, 6.56 Мб.)
- Ответы 27 сентября, 1 октября (PPTX, 6.71 Мб.)
- Ответы на тест день родного языка, 23 февраля и 8 марта (PPTX, 1.74 Мб.)
- Тест день родного языка, 23 февраля и 8 марта
*Оформление информации в методическом уголке «Такие разные праздники»
Такие разные праздники (PDF, 2.65 Мб.)
Для педагогов в преддверии праздников систематически размещалась информация об истории и традициях праздников. Эта информация нашла отражение в сборнике «Такие разные праздники»
*Осуществление контроля за реализацией патриотического направления воспитания в ДОО
Включает в себя:
- Проведение оперативного контроля «Проведение воспитательно-образовательных мероприятий по подготовке к государственным и народным праздникам, памятным датам РФ и РК» (предполагает анализ предоставленных педагогами презентаций с отчётами о проведённых мероприятиях и фотоматериалов после проведения каждого праздника, включённого в Календарный план воспитательной работы;
- Проведение оперативного контроля «Оформление групп, приёмных, лестничных площадок к государственным и народным праздникам, памятным датам РФ и РК» (наблюдение и анализ РППС, созданных в группах к предстоящему празднику);
- Тематический контроль «Организация работы по патриотическому направлению воспитания» (осуществлялся в рамках подготовки к педагогическому совету «Растим патриотов» и включал следующие вопросы:
- Планирование работы по патриотическому воспитанию в группах ДОО.
- Создание условий для организации патриотического воспитания в группах.
- Организация работы по патриотическому воспитанию.
- Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию).
*Фестиваль мероприятий для детей (и родителей) «Маленькие патриоты большой Родины».
Центральной частью нашей работы является организация в ДОО различных мероприятий для (конкурсов, викторин, квестов, соревнований, образовательных событий, акций, флешмобов) в преддверии праздников.
Наибольший эмоциональный отклик вызывает у детей культурно-досуговая деятельность в форме развлечений, тематических досугов, праздников.
Квесты, современная форма патриотического воспитания дошкольников, считаются развивающими играми позволяющая, ненавязчиво, в игровой форме закрепить имеющиеся знания, применить на практике умения, познакомить детей с чем-то новым.
В число значимых условий патриотического воспитания включаем конкурсы инсценированных стихов, литературных произведений, интеллектуальные конкурсы.
Дети с удовольствием принимают участие в тематических акциях. Активно участвуют в проводимых мероприятиях родители обучающихся
Активно участвуют в проводимых мероприятиях родители обучающихся. Привлекая родителей, педагоги создают дополнительные возможности для формирования нравственно-патриотического сознания дошкольников. Кроме того, проведение некоторых мероприятий было бы невозможно без участия родителей.
Например, фотоквест «С чего начинается Родина?» предполагал нахождение отгадки на вопрос, содержащий историческую информацию, о каком-то памятном месте/ объекте с.Выльгорта и г.Сыктывкара. Нужно было посетить это место/объект вместе с ребёнком, оформить фотоотчёт и познавательную информацию о том, где побывали. По итогам фотоквеста была оформлена фотовыставка к празднику «День родного языка».Сценарии мероприятий для обучающихся и родителей, и презентации к ним оформлены в приложении «Маленькие патриоты большой Родины».
Информация о проводимых мероприятиях своевременно размещалась в официальной группе детского сада в социальной сети ВКонтакте под хэштегом #ОМПРастимпатриотов.
*Организация воспитательно-образовательных мероприятий в группах.
Помимо общесадовских мероприятий, предусмотренных годовым планом работы, во всех группах детского сада в преддверии праздников проводились групповые воспитательно-образовательные мероприятия с обучающимися и их родителями. Эти мероприятия и фотоматериалы находят отражение в групповых Портфолио «Растим патриотов»
*Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО и группах.
Реализация любого направления деятельности начинается с обогащения предметно-развивающей среды. Поэтому во всех группах детского сада оформлены Уголки родного края, где дети ежедневно могут самостоятельно пополнять знания о родном селе, республике, стране. К каждому празднику меняется наглядный и дидактический материал в группах. Дошкольники и родители становятся создателями образовательного пространства, т.к. детские и детско-родительские работы активно используются в оформлении групп, приёмных и лестничных площадок.
Кроме того, в группах оформляются фотозоны к праздникам «Праздник в объективе», где любой желающий может сфотографироваться на память о праздничном событии.*Конкурс для педагогов «В игры играем, праздники встречаем».
Любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, знает, что самая эффективная деятельность ребёнка – игровая. Роль игры в развитии ребёнка переоценить невозможно. Игра – это и весёлая забава, и учение. Для пополнения банка дидактических игр патриотической направленности в группах был организован годичный конкурс «В игры играем, праздники встречаем». К каждому празднику, включённому в Календарный план воспитательной работы, педагогами совместно с родителями и детьми создавались различные виды игр для ознакомления детей с праздниками, связанными с ним объектами, явлениями, событиями, традициями, людьми, профессиями.
*Фестиваль детского творчества «Праздник глазами детей».
В преддверии каждого праздника в ДОО организовывались выставки детского творчества, детско-родительских работ, поздравительных и фотогазет.
Каждый малыш испытывает гордость, когда видит на выставке, в предпраздничном оформлении свою работу или работу своих родителей. Содержание тематических выставок используется педагогами при проведении экскурсий, бесед, тематических занятий и др. Кроме того, организация творческих выставок, таких как «Весенняя флотилия», «Золотые руки бабушек и дедушек», «Я и космос» позволяет пополнять РППС групп игровым материалом, созданным своими руками. Информация о проводимых мероприятиях размещается в официальной группе детского сада в социальной сети ВКонтакте:
*Организация работы мобильной библиотеки «Испокон века книга растит человека».
Чтение художественной литературы является эффективным средством формирования патриотических представлений. Книга – это источник информации в любом возрасте. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства, а к старшему дошкольному возрасту она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему Отечеству. К каждому празднику работниками Центральной детской библиотеки им. С. Михалкова готовится книжная выставка детских художественных произведений и методических материалов для педагогов.
*Совместные мероприятия с Центральной детской библиотекой им.С.Михалкова, МБУК «Сыктывдинское музейное объединение», Выльгортскими средними школами №1 и №2.
Работа по патриотическому воспитанию осуществляется в тесном сотрудничестве с ЦДБ им.С.Михалкова, музеем с.Выльгорт, Выльгортскими СОШ №1 и №2.
Сотрудники детской библиотеки организуют выставки мобильной библиотеки, проводят нетрадиционные тематические мероприятия с обучающимися в детском саду и в библиотеке.
Мероприятия с ЦДС им.С.Михалкова:
Интерактивная выставка «Звуки родного края»
Литературное путешествие «По родному Коми краю»
Познавательный час «По страницам знакомых стихов»
Посещение музея обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как именно в музее сохранены подлинные исторические вещи, документы, что позволяет обучающимся прикоснуться к истории своего села, республики, страны. Обучающиеся и родители являются активными участниками мероприятий и выставок, организуемых в Музее с. Выльгорт, а также посещают Этнографический и Национальный музеи г. Сыктывкара.
Посещение музея обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как именно в музее сохранены подлинные исторические вещи, документы, что позволяет обучающимся прикоснуться к истории своего села, республики, страны. Обучающиеся и родители являются активными участниками мероприятий и выставок, организуемых в Музее с. Выльгорт, а также посещают Этнографический и Национальный музеи г. Сыктывкара.
Этнографический музей г.Сыктывкара
мероприятие к Старому новому году и Крещению
экскурсия «Коми народные мастера Республики Коми и их творческие работы»
*Образовательные проекты нравственно-патриотической и этнокультурной направленности.
Дополнительно к программе «Растим патриотов» в 2023-2024 учебном году в группах были разработаны и реализованы образовательные проекты нравственно-патриотической и этнокультурной направленности.
- «Дошкольникам о главных праздниках нашей страны» (Дунаева О.А., Груздева О.А., Попова Д.А.);
- «Праздник к нам приходит» (Дьяченко Л.И., Кукольщикова О.А.);
- «Воспитание патриотических чувств у детей с нарушениями речи в коррекционной работе логопеда» (Козырь О.В.);
- «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми края через ознакомление с историей быта» (Чукичева Е.М.);
- «Коми народный праздничный костюм» (Екимова С.И.);
- «К истокам коми и русской культуры» (Цуркан Е.Л., Шестакова Н.А.);
- «Моя малая Родина» (Кузиванова Л.М.);
- «Я здесь живу и край мне этот дорог» (Вологжанина Л.В., Золина С.В.).
Дошкольникам о главных праздниках (PDF, 1.16 Мб.)
Я здесь живу и край мне этот дорог
*Орлята России.
Есть в саду у нас ребята,
Гордо их зовут – Орлята.
Они находчивы, смелы, дружны,
Орлята России – надежда страны.
Что дали нам Российские Орлята?
Успех, удачу, много разных дел,
Стремление быть лучше и умнее,
Не падать духом, если что-то не успел.
Заботу проявлять о малышах.
И старшим помогать стремиться.
Любить своих родных и уважать!
И славной нашей Родиной гордиться!
Проект «Орлята России» создаёт благоприятные условия для воспитания патриотов страны. Людей, которые не равнодушны, отзывчивы, готовых создавать, делая окружающий мир лучше.
Орлята России – это организация, основанная в рамках Российского движения детей и молодёжи «Движение первых», которая занимается формированием социально-значимых ценностей (Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа и Познание) у младших школьников.
Орлята России – это организация, нацеленная на формирование полезных навыков и ценностей у обучающихся. Название связано с орлом, который символизирует силу, выносливость и мужество.
Название Орлята России связано с историческим прошлым, когда детей сирот и детей, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны, называли «орлёнками», из-за того, что они учились в специальных школах для «совёнков» и «соколов». Эти школы были созданы, чтобы воспитать будущее поколение пилотов – воздушных асов, которые били врага в зените и восстанавливали страну.
В МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт участниками Всероссийского проекта «Орлята России» являются обучающиеся подготовительной группы №1.
В группе реализуется проект «Учимся, растём, мечтаем вместе». (PDF, 0.32 Мб.)
В рамках реализации проекта в группе организуются интересные события треков.
Патриотическая акция «Блокадная ласточка»;
работа по треку «Орлёнок – Доброволец»;
работа по треку «Орлёнок – Доброволец»2;
работа по треку «Орлёнок-эколог»;
работа по треку «Орлёнок-эколог»2;
участие в акции «Письмо солдату»;
участие в «Зарничке» (3 место);
работа по треку «Орлёнок-Мастер»;
работа по треку «Орлёнок-Мастер»2;
работа по треку «Орлёнок-Спортсмен»;
встреча с кадетами в рамках трека «Орлёнок-Хранитель исторической памяти»
Таким образом, организованная целенаправленная работа по патриотическому воспитанию позволяет достигать определённых положительных результатов.
Педагоги осознают актуальность проблемы патриотического воспитания на современном этапе. Большинство имеют достаточный запас знаний о культуре и традициях своего народа, о селе и республике, могут проектировать и планировать воспитательно-образовательную работу с детьми. Во всех группах детского сада оформлена предметно-развивающая среда. Большинство педагогов (72%) оценивают работу детского сада в данном направлении на максимальные 5 баллов (средняя оценка – 4,7 балла).
Тема патриотического воспитания востребована в работе с семьёй. Родители являются активными помощниками педагогов, принимают участие в мероприятиях, проводимых в ДОО и группах, оценивают работу в данном направлении на 4,5 балла.
Обучающиеся с интересом знакомятся с великими событиями в истории России и её выдающимися людьми, чтят народные традиции, участвуют в акциях и праздниках, отражая свои впечатления в разных видах деятельности и культурных практиках.
Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ. Много чудесных стран на земле, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина – значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают. Она даётся человеку от рождения. – и от рождения человек становится гражданином, который должен гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием.
Маленькие патриоты сегодня – это надёжное будущее нашей страны под названием Россия!
Как сказал президент Российской Федерации В.В.Путин, «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать?
И важно – не опоздать!